И, пожалуй, два недостатка этого материала заставили наших предков искать альтернативные стройматериалы. Это огнеопасность и недолговечность.
Первыми сооружениями, предназначенными под каменное переустройство, стали стены вокруг городов. Историки нашли упоминания о каменных стенах Киева от 1037 года, Старой Ладоги — 1116 г. Каменная стена окружила Москву к 1367 г. Помните, Москва когда-то называлась «белокаменной»? Это название она получила благодаря стенам, сложенным из известняка, добывавшегося неподалеку.
Вслед за стенами, каменными стали многие христианские храмы и соборы Руси. Примером для русский князей был Константинополь, где была развита архитектура на основе камня. Особенный размах строительство из камня получило после распада Византии, и фактический перенос центра православия в Москву. Отныне Москва должна олицетворять величие не менее, чем Константинополь до неё.
Основой для строительства стали известняк, бутовый камень, туф, позже кирпич и цемент. Такие шедевры архитектуры, как соборы Софии в Киеве и Новгороде, киевские Золотые ворота, храмы Владимира, Суздаля, Переславля-Залесского, а вслед за ними соборы Московского Кремля и церкви знаменитой Троице-Сергиевской лавры — все они были построены преимущественно из известняка.
В последующие века большое влияние на русскую архитектуру оказали итальянские архитекторы, и прежде всего, Аристотель Фиорованти (XV век). Он вошел в историю русского зодчества как автор Успенского собора в Москве, который и по сей день стоит на территории Кремля. Вслед за ним в Россию потянулись и другие фряжские (так называли итальянцев - «фряги», «фрязины») архитекторы которые участвовали во возведении красного Кремля, Архангельского собора и других объектов.
Бурное развитие русской каменной архитектуры связано, как и многие другие государственные инновации и реформы, с именем Петра Великого. Ключевым этапом стало основание Санкт-Петербурга, который был задуман как торжество прямых линий «прошпектов», развитой сети зарегулированных и спрямленных каналов. Петр I издал указ о том, что все дома в Санкт-Петербурге должны строится из камня. При этом низкий уровень развития добычи стройматериалов вынудил императора запретить использование камня во всех других городах империи.
Для строительства зданий и облицовки набережных Невы активно использовали гранит, который добывали в Карелии и Финляндии. Этот вид гранита называется рапакиви, или финский морской. Крупные блоки камня и цельные колонны доставляли в новый город на баржах. Гранит той эпохи можно увидеть на многих знаковых объектах Санкт-Петербурга: Исаакиевский собор, Александровская колонна, Стрелка Васильевского острова.
Над обликом северной Пальмиры трудились итальянские, французские, немецкие и конечно же российские архитекторы. Архитектурный стиль ныне определяют как «петровское барокко», представителями которого являются итальянцы Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, Н. Микетти, француз Жан-Батист Леблон, немцы А. Шлютер, Г. Маттарнови, русский М. Земцов. До наших дней сохранились образцы этого направления: Петропавловская крепость с Петропавловским собором, Летний дворец, Кунсткамера, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец. К середине XVIII века он эволюционировал в елизаветинское барокко, основателем которого стал архитектор Ф. Б. Растрелли, автор таких выдающихся шелевров как Зимний дворец, Смольный монастырь, Большой Петергофский дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе.
Эпоха барокко сменилась классицизмом, ампиром и эклектикой. Параллельный процесс шел и в Москве. Гранит нашел применение в наружной облицовке зданий, мощении мостовых и набережной Москва-реки, а мрамором, в основном, отделывали интерьеры. Каменными шедеврами Москвы в XIX веке стали Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Николаевский железнодорожный вокзал. Проекты зданий были разработаны любимым архитектором Николая I Константином Андреевичем Тоном.
Индустриализация и развитие железнодорожного сообщения в конце XIX — начале XX вв. привела к настоящему расцвету применения натурального камня. Вместе с тем, совершенствовалось и производство более дешевых искусственных материалов: кирпича, цемента, металлоизделий. Так что, прошедший под знаком научно-технического прогресса, стандартизации и массового производства XX век слегка обделил вниманием натуральные строительные материалы. Облицовка административных и общественных зданий, монументы, мощение площадей — вот наиболее распространенные виды применения гранита в советскую эпоху. Особняком выделяется Московский метрополитен, чьи выложенные мрамором и гранитом станции и переходы стали одним из самых заметных явлений городской архитектуры прошлого века.